Вопросы организации дистанционной работы в период коронавируса, контроль сотрудников и управление ими

Удаленная работа – один из лучших вариантов организации рабочего процесса в условиях пандемии коронавируса. Этот вид трудовых отношений также называется удаленной работой или удаленной работой, но в главе 49.1 ТК РФ конкретно говорится об удаленной работе и порядке ее введения для сотрудников.

Ниже мы приводим ответы на основные вопросы, беспокоящие работодателей и сотрудников при переходе на удаленную работу – как организовать работу сотрудников, как их контролировать, как управлять сотрудниками, выдавать задачи, принимать отчеты и общаться? Кто обеспечивает технические условия для работы на дому, кто берет на себя все расходы на связь?

  1. Что такое удаленная работа?
  2. Обязательно ли перевод сотрудников на удаленную работу в период появления коронавируса?
  3. Как оформить перевод?
  4. Может ли работодатель отказать?
  5. Может ли сотрудник не согласиться работать удаленно?
  6. Специфика организации работы на дому
  7. Должен ли работодатель предоставлять оборудование?
  8. Кто платит за телефонные и интернет-услуги?
  9. Охрана труда
  10. Как организовать рабочее и свободное время?
  11. Организация работы в вечерние, ночные и выходные часы
  12. Как я могу удаленно контролировать и проверять работу персонала?

Оглавление

Что такое дистанционная работа?

Это выполнение служебных обязанностей вне организации работодателя. Во время коронавируса лучшее место для работы – это место, где вы живете.

До объявления пандемии Covid 19 этот вид работы был не очень распространен и поэтому недостаточно регулировался трудовым законодательством. В ТК РФ есть глава 49.1, в которой указаны основные определения, особенности работы, отдыха, заработной платы и увольнения.

Коронавиры вынудили работодателей оформить перевод сотрудника на удаленное рабочее место, чтобы снизить риск заражения в коллективе. В связи с этим готовятся некоторые законодательные изменения, чтобы более точно регулировать процесс трудовых отношений между удаленными работниками и менеджментом.

Обязательно ли переводить сотрудников на удаленку в период коронавируса?

В Москве с октября 2020 года не менее 30% персонала должны быть переведены в удаленный режим. Это обязательное требование для любого предприятия, кроме ОПК, авиастроения, здравоохранения, Роскосмоса, Росатома, обеспечивающего электротехническое обеспечение вышеперечисленных отраслей.

На рабочих местах остается не более 70% персонала. Нарушение этого правила чревато серьезными штрафами для московских работодателей.

В каждом регионе вопрос перехода в удаленный режим решается индивидуально. В любом случае Роспотребнадзор, Минздрав, власти призывают перевести на удаленный режим всех тех работников, которым можно устроить работу из дома.

Удаленная работа спасет многих от заражения коронавирусом и предотвратит вспышки заболеваний на предприятиях.

На удаленную работу можно смело переводить сотрудников следующих отделов:

  • бухгалтеры;
  • административный персонал;
  • маркетинг;
  • менеджеры по персоналу;
  • Менеджеры, консультанты, операторы;
  • юристы;
  • программисты;
  • веб-дизайнеры;
  • другие офисные работники;
  • другие умственные профессии.

Как оформлять перевод?

Для оформления перехода на удаленную работу необходимо оформить несколько документов:

  • списки сотрудников, для которых можно организовать удаленную работу;
  • уведомление о переходе на удаленную работу – готовится работодателем для работника;
  • заявление на перевод в режим удаленной работы или его согласие
  • удаленный заказ на работу
  • дополнительное соглашение с указанием нового места работы и графика работы и отдыха, а также порядка оплаты труда в случае их изменения.

Может ли работодатель отказать?

Может случиться так, что сотрудник захочет перейти на удаленную работу, а работодатель откажется. Имеет ли надзорный орган право отказать?

При коронавирусах сотрудники из группы риска – старше 65 лет, беременные, с хроническими заболеваниями – подлежат обязательному переводу на удаленную работу. Но закон накладывает эту обязанность только в Москве, а в других регионах – это рекомендация.

В остальных случаях руководитель имеет право отказать в переводе сотрудника на удаленную работу, этот вопрос решается по соглашению сторон с учетом мнения обеих сторон.

Может ли работник не согласиться на удаленный режим?

Да, сотрудник также может отказаться от работы удаленно. Он имеет право отказать в письменной форме и продолжить работу на своем рабочем месте.

Сотрудники Coronavirse также могут отказать в период Coronavirse.

До тех пор, пока на сотрудников не возложено такое обязательство по пандемии, сотрудник может отказаться.

Если человек отказывается, менеджер может только поговорить с ним и объяснить причины своего решения. Окончательное решение остается за сотрудником. На практике в условиях коронавируса сотрудники охотно уходят на работу из дома, так как это удобно и безопасно при сохранении заработной платы.

Особенности организации труда на дому

Работодатель должен определять условия удаленной работы на дому по согласованию с работником. В ТК РФ есть статья 312.3, которая гласит, что вопросы организации, предоставления технических средств, оборудования определяются трудовым договором (или дополнительными соглашениями к нему).

Это значит, что в любой организации работодатель должен будет продумать этот момент самостоятельно и согласовать его с работником, регламент ничего не обязывает и не принуждает.

В дополнительном договоре к трудовому договору должно быть указано, какое оборудование понадобится сотруднику для работы дома, какое программное обеспечение должно быть установлено на нем, как сотрудник и начальник будут взаимодействовать друг с другом и как сотрудник будет отчитываться о выполненной работе.

Должен ли работодатель предоставить оборудования?

ТК РФ не дает однозначного ответа на вопрос, кто должен организовать место для удаленной работы, за чей счет приобретать оборудование и устанавливать на нем программное обеспечение. Этот вопрос обсуждается, и принятые решения фиксируются в дополнительном контракте.

Работодатель не несет юридических обязательств по предоставлению удаленному работнику оборудования и техники. Он может по собственной инициативе организовать удаленную работу для своего сотрудника, но закон не требует от него этого. Этот вопрос обсуждается с человеком, которого перевели на работу удаленно.

На практике следует уточнить, каковы технические способы работы сотрудника из дома. Есть ли компьютер, ноутбук, телефон, факс, доступ в интернет. Если у человека нет таких технических средств, то вопрос их предоставления решается индивидуально. Работодатель может предоставить работнику необходимое оборудование на основании акта приема-передачи.

Если работник имеет необходимое оборудование и по согласованию с руководством будет использовать его для работы, то согласно ст. 188 ТК РФ работодатель обязан возместить этому лицу износ движимого имущества, размер компенсации определяется на основании соглашения сторон (например, путем начисления амортизации от установленных норм для этого оборудования).

Если руководитель вынуждает удаленного сотрудника самостоятельно приобретать техническое оборудование, чтобы он мог работать из дома, этот человек имеет право отказаться от удаленного режима работы.

Работодатель не может принуждать работника покупать собственный компьютер или другое рабочее оборудование, устанавливать на нем необходимое программное обеспечение, покупать телефон для связи или вводить Интернет в дом, если таковой не существует.

Кто оплачивает телефонную связь, интернет?

Компенсация работнику расходов на телефонную связь, Интернет, почту и т. Д. Включается в дополнительный дистанционный трудовой договор.

ТК РФ прямо не налагает на удаленных работников обязанность по оплате телефонных и интернет-услуг, поэтому этот вопрос решается индивидуально.

Сотрудник должен понимать, что если его не устраивают предлагаемые на расстоянии условия работы или если ему не нравится организация этого процесса, он имеет право отказаться от перевода и остаться на своем рабочем месте.