Правила списания самортизированных основных средств на примере – проводки и документы
Практически каждое предприятие имеет полностью амортизированные основные средства, которые до сих пор используются с полной амортизацией затрат на приобретение, указанных в балансе.
Бухгалтер должен знать правила отражения деятельности при модернизации, демонтаже или продаже основных средств без остаточной стоимости.
- Как произвести списание основных средств на балансе, если они полностью самоамортизирующиеся?
- Подготовка документации
- Учетные операции при списании товара без остаточной стоимости
- Пример
- Выводы
Как списать с баланса ОС, если оно полностью самортизировано?
Согласно правилам ПБУ 6/01, объекты основных средств могут быть списаны с баланса только в процессе ликвидации (продажи, передачи) или когда они утратили способность приносить доход.
Убытки, связанные со списанием основных средств, которые перестали быть прибыльными и не могут быть восстановлены, должны быть отражены в других расходах того периода, к которому они относятся.
При расчете налога на прибыль затраты на демонтаж актива необходимо включать во внереализационные расходы.
Важно: начисление амортизации не следует рассматривать как списание активов. Даже когда эти ресурсы полностью исчерпаны, недвижимость может быть признана на балансе с нулевой остаточной стоимостью.
В то же время, если полностью амортизированная недвижимость состоит из нескольких компонентов, списание возможно частично, так как некоторые элементы основных средств могут приносить выгоду.
В случае полной амортизации основных средств предприятие вправе списать их с баланса.
Такое основное средство не имеет остаточной стоимости, поэтому убытки на этом счете будут связаны только с оплатой процесса демонтажа, сноса и утилизации.
Кроме того, могут быть рассмотрены части и компоненты амортизированных основных средств, если они могут быть использованы в дальнейшем.
Документальное оформление
Для списания полностью амортизированных основных средств необходимо собрать комиссию, в которую должны входить бухгалтер и лицо, ответственное за основные средства.
Комиссия должна выполнить несколько шагов, которые сопровождаются предоставлением документальных доказательств:
Инспекция по окончании срока службы основных средств.
СИЗ должны быть тщательно проверены с точки зрения их технического и внешнего состояния, и все данные должны быть внесены в специальный отчет о проверке.
Определить осуществимость и осуществимость восстановления объекта основных средств до его первоначального состояния.
Важно определить возможность восстановления или улучшения объекта основных средств до состояния, позволяющего использовать его в будущем.
Определение причин списания
Определить причину списания СИЗ – физический износ по окончании срока службы.
Идентификация ответственного лица
Данная операция необходима, если объект списан до истечения срока полезного использования и полной амортизации (авария, повреждение, поломка).
Возможность применения и биллинга отдельных элементов
Перед полным выбытием следует определить целесообразность вывода из дальнейшего использования отдельных единиц и механизмов амортизируемых основных средств.
После ликвидации объекта основных средств участники процесса должны оформить акт ликвидации в соответствии с требованиями пункта 68 Методики, утвержденной Минфином Украины. 68 методических указаний, утвержденных приказом Минфина РФ от 2003 г. № 91.
С учетом текущей ситуации и количества списанных активов используются соответствующие стандартизированные формы из списка ниже.
- форма ОС-4 – для демонтажа единичного объекта;
- форма ОС-4а – для зачисления автомобилей;
- форма ОС-46 – для удаления группы объектов.
Этот документ служит основанием для внесения информации в такую документацию:
- инвентарная карточка в формате ОС-6 или унифицированная форма ОС-6а для информации о группе;
- инвентарная книга средств индивидуальной защиты по форме ОС-6б.
Если списанные СИЗ были разобраны, а полученные детали остались в производстве для дальнейшего использования, они должны быть включены в бухгалтерские книги.
Для этого заполните следующие документы
- транспортная накладная по форме М-11;
- запись по форме М-35.
Кроме того, предприятие в связи с избавлением от неликвидной производственной единицы может понести расходы в виде:
- остаточная стоимость объекта (если ОС не амортизированы полностью) в соответствии с п.29 ПБУ 6/01;
- расходы по его демонтажу и сносу в соответствии с ПБУ 6/01 п. 31 ПБУ 6/01.
Бухгалтерские проводки при выбытии объекта без остаточной стоимости
Для отражения списания основных средств на счете 01 открывается отдельный субсчет 2, на который переводится первоначальная стоимость актива и на счет зачисляется накопленная амортизация.
В случае полностью амортизированных ОС эти коэффициенты будут равны, и ОС не будет иметь остаточной стоимости, то есть остаток на субсчете 01.2 для таких ОС будет равен нулю.
Расходы по списаниям зачисляются по дебету счета 91. Здесь взимаются расходы на демонтаж, оплата услуг сторонних организаций по демонтажу и утилизации.
Стоимость компонентов и комплектов основных средств, подлежащих выкупу, признается в составе прочих доходов на счете 91.
Для внесения в бухгалтерский учет информации о списаниях стоимости полностью амортизированных активов, т.е. не имеет остаточной стоимости, делаются следующие записи: